В 90-е годы я часто бывала в ДДТ на различных выставках. Под руководством Наталии Александровны дети и подростки создавали очень красивые вещи, а работы, выполненные ею самой, никого не оставляли равнодушными. Я, как и все, кто их видел, восхищалась ими. До сих пор перед глазами стоят самовар с хохломской росписью, великолепные доски… Дочь повзрослела и уже не посещала различные кружки, творческие объединения, а я все реже заходила в Центр детского творчества. Потом узнала, что Н.А. Крепс здесь уже не работает, перешла в ДШИ.
Время летит быстро. В этом году в августе исполнится уже 20 лет, как она работает с детьми, приобщает их к миру прекрасного, учит творить…
СТАТЬЯ
В июне я побывала в Детской школе искусств и побеседовала с Н.А. Крепс. Надо отметить, что здесь подобрался очень дружный, работоспособный, творческий коллектив единомышленников, где царит атмосфера творчества, взаимопонимания и уважения. Художественное и хореографическое отделения посещают дети не только из Тезина, но и центра города, и Гольчихи.
-Наталия Александровна, как все начиналось?
-Я закончила Семеновскую художественную профессионально-техническую школу в Нижегородской области по специальности «Художник росписи по дереву четвертого разряда». Вернулась в родные пенаты. Устроилась работать в Дом детского творчества. Это было в сентябре 1993 года. Проработала там до 2007, и с 2007 года – в Детской школе искусств.
-Какие кружки и объединения Вы вели в ЦДТ? Насколько знаю, работали очень успешно: Ваши воспитанники не раз занимали призовые места в конкурсах различного уровня.
-Мы занимались росписью по дереву, хохломской росписью очень успешно. Работы моих детей участвовали в областных выставках. Мы завоевывали призовые места, привозили награды. Но прежде мне пришлось создать программу.
-Авторскую программу?
-Да, такой программы нет нигде. В 1993 году, когда пришла работать, с меня сразу потребовали эту программу. И это правильно.
-А Ваша авторская программа (я понимаю, что она помогала Вам строить свою работу) была где-то отмечена?
-Программа была отправлена в Москву, участвовала во Всероссийском конкурсе авторских программ. К сожалению, результатов не знаю, участвовала - и это хорошо. В течение всех лет я работала по этой программе.
-Результаты работы ясно говорят, что программа была хорошей.
-За эти годы я выпустила более 20 детей. Программа была рассчитана на два года обучения, поэтому у меня были и старшеклассники, и маленькие дети, которые потом еще оставались в ЦДТ. И пришлось делать еще одну программу. Она называлась «Студия творения». Мы начали углубленно изучать народные промыслы: гжель, жестовскую, городецкую роспись. Изучали северные росписи и росписи Центрального региона. Детям было очень интересно. Также принимали участие во всех выставках. Результаты были очень хорошие.
-Кто-то из ребят, учившихся у Вас, прошедших Вашу школу, стал профессиональным художником?
-Первый пример – Ольга Александровна Панкратова, которая сейчас работает в Центре детского творчества. Занимается с детьми разного возраста, готовит и по хохломской росписи, и по другим видам росписи. Работает плодотворно.
Моя выпускница Наталья Жукова, пройдя курсы обучения в ЦДТ, уехала в город Семенов – туда, где обучалась я. Теперь это колледж. Закончив его, она два года работала в Нижнем Новгороде. Сейчас вернулась в Вичугу.
Сергей Воронин, учащийся школы № 11 – творческая личность, занимался у меня. Он уехал учиться в село Красное Костромской области на ювелира. Думаю, толчок все-таки дали занятия в моем кружке.
-Почему Вы ушли из ЦДТ? Казалось бы, все шло прекрасно, все получалось.
-Психологи говорят, что нужно каждые десять лет менять работу. Я благодарна директору ЦДТ Надежде Борисовне Верховской, которая меня взяла на работу, можно даже сказать -выучила. Я заочно закончила Шуйский государственный педуниверситет, факультет искусств по специальности «Народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с присвоением квалификации «Художник декоративного искусства».
2007 год, когда я закончила университет, стал для меня решающим, хотя работа с детьми мне нравилась, я чувствовала отдачу. Так сложились обстоятельства, тем более что сюда, в ДШИ, меня позвала заведующая отделением Марина Ивановна Быковская. Вначале я работала преподавателем художественного отделения, в июле 2010 года была назначена на должность заведующей отделением. Прежде я долго думала, посоветовалась с домашними и в итоге согласилась. В этой работе есть свои плюсы и свои отрицательные стороны. В целом пока все получается.
-Наталия Александровна, расскажите о работе в ДШИ.
-В прошлом году у меня был первый выпуск. Это школа, и поэтому обучение строится по такой же схеме, как в общеобразовательной школе: есть планы работы, оценочная система, каникулы и пятилетнее обучение на художественном отделении, начиная с десятилетнего возраста. Если ребенок пришел в семь лет – семилетнее обучение. Когда пришла сюда, я набрала детей, которые по возрасту попали на пятилетнее обучение. В 2012 году выпустила первых своих пятерых барышень (в течение пяти лет, конечно, был отсев).
-Эти выпускницы заслуживают добрых слов, назовите их, пожалуйста.
-Карина Степаненко - очень способная девушка, ее дипломная работа была отмечена. Елена Семаева на следующий год заканчивает 11 классов и собирается поступать в художественное училище, хочет стать дизайнером. Это Анастасия Потапова, Полина Любимова и Светлана Сизова. Светлана заняла первое место в областном конкурсе плакатов на тему противопожарной безопасности. Девушка тоже очень способная. Собирается поступать в текстильную академию. В прошлом году я набрала новый первый класс.
-Если нет природных способностей, но ребенок очень хочет заниматься у Вас, будет толк?
-Конечно, талант – это на 90 процентов труд. Без труда ничего не получится. У меня была девочка Марина Никулина, она всего добивалась упорством и трудолюбием. Три раза поступала в текстильную академию. С успехом закончила ВУЗ и стала модельером.
Еще очень важно, чтобы родители интересовались, как идут дела у детей, их успехами. Итоги занятий в школе мы подводим каждую четверть. Выставки детских работ организованы не только в нашем здании, но и в музыкальной школе, школе № 9, в детском саду № 14, где работают наши преподаватели, чтобы как можно больше людей узнали о нашей работе. (В школе № 9 работает Ольга Леонидовна Киселева, в детском саду № 14 – Галина Вадимовна Захарова). Очень хорошо мы рекламируем себя в День города.
-У Вас сын. Вы приобщили его к творчеству?
-Сын в этом году закончил 11 классов. Он спортсмен, перворазрядник по лыжам, но неплохо рисует, у него очень хороший вкус. Я вижу, что он может хорошо одеться, а это немаловажно; разбирается в цветовой гамме, что тоже пригодится в жизни. Может оформить и обустроить свое жилище. Он очень любит мастерить, плотничать, у него есть дизайнерские способности. В общем, все равно что-то от меня ему досталось.
-Ваша работа – это сплошное творчество, в своем деле Вы уже профессионал. А еще есть какие-то увлечения?
-Все равно надо постоянно учиться. У меня не хватает времени на увлечения. Весна, лето, осень - это огород. Кроме того, как заведующей отделением приходится многое делать дома, это бумажная работа.
Когда остается свободная минутка, занимаюсь батиком, росписью по стеклу. Очень хочется ковать металл – это моя мечта.
-Вроде бы не совсем женское занятие…
-Хочется хотя бы попробовать, но пока руки еще не дошли.
-Вернемся к огородным работам. Вы, наверно, занимаетесь не только выращиванием овощей, но и дизайном? Уверена, что художник, сидящий в Вас, не мог не проявить себя.
-Огород очень любит мама, а я ей помогаю. Каждый год пытаемся внести что-то новое, что-то изменить, улучшить. Сад - это подпитка для нас. У нас очень много цветов. Здесь мы отдыхаем, черпаем силы, энергию.
-А еще чем увлекаетесь?
-Из бересты люблю плести. Слава Богу, в институте нас этому научили. Бересту надо расслаивать, замачивать в кипятке, смазать подсолнечным маслом – это целая технология. К шитью я равнодушна, а вот поплести или поковать металл с удовольствием. Сразу скажу: готовить не люблю.
-Наталия Александровна, свои работы Вы где-то показываете, участвуете в различных выставках?
-Расскажу о двух последних работах. В 2010 году участвовала во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства. Это была большая работа, выполненная соусом, - натюрморт. Работа трехуровневая – на полу, на подиуме и на подоконнике. На конкурс нужно было представить только фотографию работы. В итоге я получила диплом и бесплатную подписку на журнал «Введенская сторона». В журнале помещены моя фотография и фотография моей работы.
В марте 2012 года участвовала в областном конкурсе педагогического мастерства. Получила диплом и сувенир. Это был пейзаж соусом (соус – это мягкий материал художника в виде мелочков приглушенных цветов), мне эта техника очень нравится, получаются интересные работы.
-Вы продаете свои вещи? Может быть, есть связь с салоном или магазином?
-У меня нет договоренности ни с какими магазинами. Правда я беру заказы на хохломскую и городецкую роспись. Сейчас пошла мода расписывать телефоны, флэшки, клавиатуру, мышки ноутбуков, планшеты. Это требует много времени, а самое главное – мне просто не хватает места. Мы живем все вместе, у нас небольшая жилплощадь. Чтобы что-то сделать, нарисовать, я должна оставлять рабочее место неубранным, чтобы, когда выдалось у меня хотя бы полчаса времени, могла сесть и … Я не могу позволить себе этого, вынуждена каждый раз все убирать, складывать.
-Вам бы мастерскую. Возможно, какой-то свой маленький магазинчик.
-У меня давно родилась идея: в городе должна быть сувенирная лавка. Но встает ряд проблем: нужен бухгалтер, я не экономист и в этом ничего не понимаю. Я с удовольствием работала бы для этой сувенирной лавки.
-Правильно, Вы творец, а вот житейские проблемы должен решать кто-то другой. Думаю, Ваши работы и других мастеров нашли бы благодарного покупателя.
-Я ставила вопрос перед директором ДШИ, чтобы сделать у нас в школе небольшой магазин. Пока вопрос не решен, потому что сделать все это очень непросто. У нас бывает много народу. Родители приводят гостей, приезжающих летом из других городов. Люди смотрят, восхищаются, дивятся на наши работы. Думаю, они бы с удовольствием приобрели какие-то сувениры.
-Наталия Александровна, спасибо Вам за беседу. Желаю успехов в работе, новых побед в различных конкурсах, чтобы исполнились все Ваши мечты и самые смелые задумки.
Л. Маринина