-Галина Григорьевна, почему Вы решили стать педагогом?
-С первого класса у меня была мечта стать учителем. Правда, потом кем только я не хотела стать! Как только пройдет очередное интересное кино, так планы и менялись. В старших классах я утвердилась в своем решении быть только учителем. А вот каким?! Поскольку я очень любила спорт, занималась в различных секциях и выступала на соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, баскетболу, гандболу и так далее, после окончания средней школы поступила в Ивановское педучилище на отделение физвоза.
-Галина Григорьевна, мне кажется, что одна из причин Вашей молодости, сегодняшней бодрости, того, как Вы выглядите, - Ваше спортивное прошлое. У Вас есть и второе образование…
-Я заочно закончила биохимический факультет Ярославского пединститута.
-В каких школах Вам довелось работать, пока не вернулись в родную?
-Начинала работать в школе № 17, параллельно вела уроки в школе № 9, так как не хватало часов. Потом были школы №№ 17 и 10. Затем совмещала работу учителя физкультуры и биологии в средней школе № 12, в восьмой и девятой школах вела химию.
-Но, безусловно, главной школой Вашей жизни является школа № 9. За 25 лет она преобразилась, хотя стены остались прежними?
-Изменений много, начиная с подвала и заканчивая оформлением школы.
-Вы постоянно стараетесь что-то улучшить, сделать школу более уютной.
-Девиз нашей школы: «Дом, в котором уютно всем». Хочу сказать, что мне не стыдно за те 25 лет, в течение которых я руковожу школой.
В 1995 году школа получила звание лауреата областного и Всероссийского конкурсов «Школа года». В 2008 она становится победителем муниципального конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и победителем 11 областного конкурса «Организация работы с одаренными учащимися в образовательных учреждениях Ивановской области» в номинации «Сетевое взаимодействие для поддержки одаренных детей».
В 2009 школа стала победителем регионального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, конкурса на размещение информации об учебных заведениях в энциклопедии «Одаренные дети - будущее России» и областного конкурса «Одаренные дети».
В 2010 году школа – лауреат второго регионального конкурса на присвоение звания «Школа здорового образа жизни», занимает второе место в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков.
В 2011 году - победитель муниципального конкурса в рамках реализации на территории города приоритетного национального проекта «Образование».
В 2013 году - победитель конкурса лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации нацпроекта "Образование".
Вот уже четырнадцатый год в школе действует игра «Мельница» для старшеклассников, а в начальных классах – «Каруселька». При встрече выпускники первым задают вопрос, жива ли «Мельница».
-В школах города нет аналогов вашей «Мельнице»?
-В городе нет. Она дает большие возможности для воспитания.
У нас у единственных есть пришкольный участок. Дети работают там не только летом, но и в осенне-весенний периоды. Мы стремимся, чтобы на пришкольном участке было как можно больше различных видов растений (у нас более 128). Есть овощной, декоративный, учебно-опытный разделы. Много лет я руководила этой работой, и вот уже второй год - Галина Александровна Смирнова. На участке много цветов: многолетников и однолетников. Дети проводят множество опытов.
-Галина Григорьевна, уже не раз по городу ходили слухи, что школу вот-вот закроют, присоединят к другой и так далее. Есть распространенное мнение, что только благодаря Вашему авторитету, потому, что к Вашему мнению прислушиваются, школа № 9 по-прежнему живет.
-Да, были слухи. Школу закрывать хотели потому, что в 90-е годы значительно снизилась рождаемость, поэтому в начале 2000-х набор учащихся в первые классы был маленьким, учителям не хватало нагрузки. Мы коллективом приняли решение: «Ни к кому не присоединяться, попытаемся выйти на региональную площадку и будем работать в режиме полного дня». В этом режиме мы работали шесть лет. Учителям не хватало нагрузки. И они стали воспитателями, вели кружки. Администрация города выделила нам дополнительные ставки заместителя директора по воспитательной работе и педагога дополнительного образования. Школа гудела, как улей: столько проводилось мероприятий. Классы были очень дружными. Довольны были и дети, и родители.
-А Вы не хотели бы вернуться к работе в режиме полного дня?
-Не дает возможности отсутствие кадров и финансовое положение. А сама идея очень хорошая.
-Галина Григорьевна, давайте поговорим о сегодняшнем дне школы.
-Сейчас в школе учится 230 детей. Это уже стабильная цифра, нам больше и не надо. Дети должны учиться в одну смену, а у нас только девять кабинетов.
-Поскольку в школе № 9 училась моя дочь и дети друзей и знакомых, могу подтвердить, что здесь учителя дают глубокие и прочные знания, полученные оценки всегда были объективными и подтверждались в других школах.
-Почти каждый год среди выпускников есть ребята, закончившие нашу школу с аттестатом особого образца. Затем они становятся золотыми или серебряными медалистами.
-Не только по девизу, но и в реальной жизни в школе детям, как правило, уютно, комфортно, их не обижают старшие. Родители довольны, что дети учатся именно в школе № 9, где ребятишки всегда под присмотром. Галина Григорьевна, Вы ведь еще и уроки ведете?
-Все 25 лет веду биологию. И могу отметить, что у меня стабильно среди учащихся есть победители городских олимпиад.
Я никогда не рвалась на место завуча или директора, просто честно и добросовестно работала. Хотя как-то Валентина Ивановна Огурцова сказала мне, что я тщеславная и у меня получится быть директором. Меня выбирали на должность директора. Из 24 за мою кандидатуру отдали голос 23 педагога. Этим я горжусь.
-У Вас много наград: грамот, благодарностей…
-Первую грамоту я получила как классный руководитель в средней школе № 17. У меня много грамот городской администрации и городской думы, профсоюзной организации. Есть грамоты департамента, губернатора и Министерства образования. Но главная награда – отличник народного просвещения.
Наша школа занесена в энциклопедию «Одаренные дети России», а мне вручили медаль за успехи в обучении, которой я тоже очень дорожу.
-Галина Григорьевна, у Вас в жизни все сложилось. И все-таки, может быть, остались какие-то неосуществленные планы и мечты?
-Так и осталась мечта о пристройке к школе. Теперь уже в далекие времена, когда над школой шествовала фабрика имени Ногина, мы договорились о строительстве с директором предприятия Геннадием Александровичем Денежниковым и тогдашним заведующим гороно Вячеславом Константиновичем Гусевым. Но началась перестройка, затем трудные 90-е… Денег не было.
-А как складываются отношения с учителями, коллегами?
-Мне везло на хороших людей. В какой бы школе я ни работала, не было человека, с которым бы у меня были конфликты. Я всех любила и уважала, и ко мне относились так же. До сих пор с благодарностью вспоминаю директора Музу Александровну Дмитриеву, Римму Васильевну Крупину – эту мудрейшую женщину, которую я очень люблю. Валентина Ивановна Огурцова была строгой, но справедливой. Когда я стала директором, Альбина Георгиевна Цуканова какое-то время работала под моим руководством. Она всегда была очень тактична, никогда ни по какому поводу не высказывала недовольства. Я у нее многому научилась.
У нас хорошие учителя. Многие имеют высшую категорию. Получили грамоты департамента и Министерства образования. Вместе с совместителями коллектив педагогов насчитывает 17 человек. Это замечательный, дружный, работоспособный, творческий коллектив моих единомышленников. Большую помощь в работе мне оказывает завуч Елена Вениаминовна Волкова. Ни один педагог никогда не отказывал мне, с какой бы просьбой я ни обратилась.
Если я когда-то погорячилась, могу извиниться перед учителем, для меня это нормально.
Работаю в тесном контакте и с директорами других школ. Мы стараемся помогать друг другу, радуемся успехам, переживаем вместе неудачи. Поздравляем друг друга с днем рождения, знаменательными датами.
-И с учениками у Вас всегда хорошие отношения. Знаю это не понаслышке, потому что сама не один год вела уроки в этой замечательной и любимой мною школе. Думаю, с полным правом можно сказать, что школа - это смысл всей Вашей жизни.
-Безусловно. Хочу отметить, что младшая дочь Наташа пошла по моим стопам. Работает в Центре детского творчества, а на днях ее назначили ведущим специалистом городского отдела образования.
-Галина Григорьевна, львиную долю времени отнимает работа. А что Вы любите делать в свободное время?
-Раньше я шила, занималась спортом. Огород у меня был. Очень люблю ходить в лес за грибами, за ягодами, путешествовать, бывать на экскурсиях. С удовольствием посещаю спектакли и концерты.
-Вам 65. Думаю, можно произнести эту цифру вслух, потому что Вы прекрасно выглядите, полны сил и энергии. Но рано или поздно каждый человек уходит на пенсию. Вы уже думали о том, что будете делать, чем заниматься?
-Буду работать в ветеранской организации, старшей по подъезду (смеется) . Конечно, буду заниматься с внуками. Надеюсь, что к тому времени будет уже не один. Думаю, что буду вести какую-нибудь общественную работу.
-Галина Григорьевна, и напоследок несколько вопросов, которые помогут нашим читателям узнать Вас лучше как человека. Какие книги Вы любите читать?
-Исторические, перечитала очень много книг из серии «Жизнь замечательных людей». Наверно, как и все, увлекаюсь детективами. -У Вас есть любимый писатель?
-Какого-то одного нет.
-Кто Вы по знаку Зодиака и соответствует ли ему Ваш характер?
-Овен. В общем, да. У меня куча идей, но мне всегда надо, чтобы рядом со мной были люди, которые бы все это воплощали в жизнь. -Ваш любимый цвет?
-Мне, в принципе, идут все цвета. Нет каких-то предпочтений. Может быть, надо отметить, что нравятся нежные, пастельные тона. -Ваш любимый цветок?
-Василек. Очень люблю полевые цветы. -Ваше любимое изречение?
-Нет предела совершенству.
-Галина Григорьевна, большое спасибо за беседу. С Днем учителя Вас! Разрешите пожелать творческих успехов, уважения коллег, понимающих родителей, благодарных и любящих учеников.
Л. Маринина